Программа "Здоровый район", включает в себя системную работу над восстановлением и поддержанием здоровья в школах, социальных службах и организациях, а так же в среде работников с малоподвижным образом жизни.
Программа предусматривает серию семинарских занятий и мастер-классов,
в ходе которых осваиваются оздоровительные физкультурные комплексы, разработанные специалистами Федерации фитнеса и вошедшими в серию учебно-методических пособий института физкультуры и института педагогического образования.
ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЫЙ РАЙОН»
Название Программы: Государственная муниципальная программа укрепления здоровья горожан «Здоровый район» на 2011-2016 годы.
Основание для разработки: План работы Днепропетровской областной федерации фитнеса 2010 года; Законы Украины "Про фізичну культуру і спорт” "Про місцеве самоврядування в Україні”.
Укази Президента України від 02.08.06 № 667/2006 "Про національний план дій щодо реалізації державної політики у сфері фізичної культури і спорту”, від 28.09.04 № 1148/2004 "Про Національну доктрину розвитку фізичної культури і спорту”.
Постанова Кабінету Міністрів України від 15.11.2006р. «Про затвердження державної програми розвитку фізичної культури і спорту на 2007 – 2011 роки».
Межотраслевая комплексная программа "Здоровье нации" на 2002-2011 годы.
Рішення Дніпропетровської обласної ради від 28.03.2001р. №434-17/ХХІІІ про затвердження Цільової комплексної програми розвитку фізичної культури і спорту до 2011 року.
Розпорядження Дніпропетровської обласної державної адміністрації
- Від 21.11.2006р. №479-р-06 «Про реалізацію державної політики у сфері фізичної культури і спорту у Дніпропетровській області»;
- Від 12.06.2008року№Р-211/0/3-07 «Положення про порядок розроблення, затвердження та виконання регіональних програм в Дніпропетровській облдержадміністрації»
- Від 04.12.2008р. №Р-733/0/3-08 «Про забезпечення виконання цільової програми розвитку фізичної культури і спорту у Дніпропетровській області до 2011року»;
Инициатор разработки Программы: Глава районного (в г.Днепропетровске) районного совета.
Ответственный исполнитель: Днепропетровская областная федерация фитнеса.
Срок исполнения: 2011 – 2016 годы.
Источник финансирования: средства районного бюджета, внебюджетные (привлеченные) средства.
Общая часть
Структурно население практически любого города Украины можно условно разделить на три категории. К первой относятся люди здоровые. Это спортсмены и физкультурники, а также люди, уделяющие своему здоровью должное внимание. Они занимаются в фитнес центрах, спортивных клубах и секциях. Эта категория социально и физически активна, и составляет не более 2 - 5 % от всего населения города. Заботится об этой категории граждан министерство спорта, семьи и молодежи.
Ко второй категории можно причислить людей больных. Они находятся под патронажем служб и учреждений здравоохранения и социального обеспечения. По статистике к этой категории причисляется от 10 до 20% населения города.
Третья категория может быть условно определена как люди нездоровые. Они еще не нуждаются в постоянном медицинском уходе и патронаже, однако по своему физическому состоянию и психическому настрою их нельзя отнести к людям здоровым. К сожалению, эта категория предоставлена самим себе. С каждым годом количество представителей третей категории увеличивается. А между тем, это подавляющее большинство населения. И, вопреки всяким ожиданиям, самостоятельно, без поддержки властей, общественных организаций, просто активных членов общества, представители этой категории будут продолжать деградировать физически (а, следовательно, и морально), в конечном итоге пополняя ряды больных, ощутимо обостряя психологический климат в городе и умножая собою бремя социальных затрат в статьях бюджета.
Здоровье и продолжительность жизни человека более чем на 50 процентов определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих. Развитие общественного здоровья не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.
Одним из направлений, позволяющих улучшить существующее положение дел, является создание и расширение форм общественной активности населения. Привлечение горожан всех возрастов к активному способу жизни и занятиям физической культурой, активному семейному досугу.
Проведение массовых межведомственных мероприятий и мероприятий с участием населения, общественности и СМИ, направленных на формирование культуры здоровья и отношения людей к здоровью как непреложной ценности.
Формирование информационного пространства способствующего здоровью жителей города через традиционные и новые формы работы с населением: конференции, публикации в СМИ, в сети Интернет и т.д.
Обывательская психология современного украинского общества сформировала штамп, по которому человек, открыто занимающийся физкультурой в общественном месте (парке, сквере, пляже) вызывает кривые насмешливые улыбки у окружающих. В конечном итоге создалась ситуация, когда забота о своем здоровье с помощью таблеток и лечебных процедур превратилась в добродетель, а занятия физкультурой стали явлением постыдным.
Сегодня в Украине стыдно открыто заниматься физкультурой в заботе о своем здоровье!
Это порочное явление необходимо решительно искоренить!
Здоровый образ жизни должен стать модным!
Главное внимание при разработке Программы было уделено развитию политики укрепления здоровья и воздействию на те факторы (детерминанты здоровья), на которые можно влиять через повышение уровня знаний и культуры здоровья, через формирование ответственного отношения к здоровью, а также профилактику ряда заболеваний. Выбор приоритетов Программы обусловлен следующими детерминантами:
образ жизни и условия жизни, стресс, условия в которых проходит «начало жизни», зависимости (курение табака, алкоголизм и наркомания, педерастия), качество пищи, условия работы, безработица, социальная изоляция, транспорт.
Цели и задачи Программы.
Цель Программы заключается в снижении динамики физической деградации общества и, как следствие, общее социальное и психологическое оздоровление горожан.
Основными задачами Программы являются:
Внедрение в деятельность органов самоуправления современных методов работы по улучшению здоровья горожан:
- методологии Днепропетровской областной федерации фитнеса по Проекту «Здоровый район» по направлениям: «Здоровье в школе»; «Здоровый офис», «Здоровье выходного дня», «Здоровье в зрелом возрасте».
- внедрение разработок по профилактике физической немощи населения;
- применение эффективных форм социальной поддержки жителей;
- внедрение эффективных форм и методов работы с людьми, которые находятся в учреждениях социальной защиты.
В итоге – воспитание устойчивой потребности у горожан к здоровому способу жизни: регулярным занятиям физической культурой, соблюдению личной гигиены, отказу от вредных привычек и пристрастий, толерантному отношению к другим людям.
Повышению ответственности людей к своему здоровью.
Система обеспечения Программы
Нормативно-правовое обеспечение.
Кадровое обеспечение.
Материальное и техническое обеспечение.
Научная поддержка.
Медицинское сопровождение.
Информационно- пропагандистское обеспечение.
Финансовое обеспечение.
Нормативно-правовое обеспечение.
Программа строится в строгом соответствии с действующим законодательством в Украине, основывается на:
Законах Украины: "Про фізичну культуру і спорт”; "Про місцеве самоврядування в Україні”.
Указах Президента Украины: от 02.08.06 № 667/2006 "Про національний план дій щодо реалізації державної політики у сфері фізичної культури і спорту”
от 28.09.04 № 1148/2004 "Про Національну доктрину розвитку фізичної культури і спорту”.
Межотраслевой комплексной программе "Здоровье нации" на 2002-2011 годы;
Постанові Кабінету Міністрів України від 15.11.2006р. «Про затвердження державної програми розвитку фізичної культури і спорту на 2007 – 2011 роки».
Рішенні Дніпропетровської обласної ради від 28.03.2001р. №434-17/ХХІІІ про затвердження Цільової комплексної програми розвитку фізичної культури і спорту до 2011 року.
Розпоряджень Дніпропетровської обласної державної адміністрації
- Від 21.11.2006р. №479-р-06 «Про реалізацію державної політики у сфері фізичної культури і спорту у Дніпропетровській області»;
- Від 12.06.2008року№Р-211/0/3-07 «Положення про порядок розроблення, затвердження та виконання регіональних програм в Дніпропетровській облдержадміністрації»
Від 04.12.2008р. №Р-733/0/3-08 «Про забезпечення виконання цільової програми розвитку фізичної культури і спорту у Дніпропетровській області до 2011року»;
Плане работы Днепропетровской областной федерации фитнеса;
Рекомендациях ВОЗ.
Кадровое обеспечение.
Основную кадровую нагрузку по реализации Программы несет Днепропетровская областная федерация фитнеса которой делегированы соответствующие права и полномочия, в соответствии с договором с Управлением по физкультуре и спорту Днепропетровской облгосадминистрации от 24 февраля 2011г. № 109-ф.
В Программе могут быть задействованы исключительно специалисты в области физической культуры по различным фитнес направлениям, прошедшие квалификационный отбор по утвержденной Федерацией программе.
Материальное и техническое обеспечение.
При реализации Программы нет необходимости в дорогостоящем инвентаре и оборудовании, равно как и в специальных сооружениях и помещениях, что выгодно отличает настоящий проект от аналогичных программ, если таковые вообще есть в природе.
Техническое обеспечение Программы предусматривает использование действующих и находящихся в эксплуатации открытых (сезонных) сооружений, находящихся как в коммунальной собственности, так и в частном использовании.
Основными статьями затрат Программы выступают:
- стимулирование инструкторского корпуса;
- оплата информационных программ и публикаций;
- финансирование массовых мероприятий.
Научная поддержка.
1. Разработка методических материалов производится по мере реализации Программы силами членов Федерации в тесном сотрудничестве со специалистами научных и научно-учебных заведений Украины (см. приложения).
2. В процессе реализации Программы проводятся научно-практические конференции, семинары и другие мероприятия, направленные на повышение теоретических знаний участников Программы в области различных направлений оздоровительных практик. К участию в мероприятиях привлекаются ведущие специалисты в соответствующих областях.
Медицинское сопровождение.
Программа разработана с учетом минимизации травматизма среди занимающихся.
Учитывая, что каждый сертифицированный специалист, привлекаемый к реализации Программы, обладает необходимыми знаниями для оказания первой медицинской помощи при травмах, медицинское сопровождение Программы осуществляется в штатном режиме деятельности органов здравоохранения в районе.
Информационно- пропагандистское обеспечение.
С целью поддержания здорового интереса к Программе целесообразно на телевизионных каналах в городе вести еженедельную телевизионную получасовую программу о мероприятиях, проходящих на физкультурных площадках в городах области. В печатных органах районного самоуправления ведется рубрика, посвященная Программе. На сайте районного совета и других удобных интернет ресурсах выкладывается оперативная информация о планируемых мероприятиях, изменениях в расписаниях занятий групп и секций, отчеты и репортажи о проделанной работе и т.п.
Финансовое обеспечение выполнения Программы.
Финансовое обеспечение выполнения Программы осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных районным бюджетом на соответствующие цели, и за счет других источников незапрещенных действующим законодательством.
Целевые показатели:
1) Количество проведенных мероприятий;
2) Количество людей, учреждений, организаций и т.д., принявших участие в мероприятиях, количество людей, занимающихся в группах и секциях здоровья;
3) Данные медицинской и демографической статистики:
- число дней пропущенных занятий в школе, число дней пропущенных занятий физической культурой;
- число дней нетрудоспособности и инвалидизации, связанных с травмами и сезонными заболеваниями;
- количество осложнений сердечнососудистых заболеваний (инфарктов и инсультов), показатели смертности от сердечнососудистых заболеваний;
- показатели потребления психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, табака).
Ожидаемые результаты.
Выполнение Программы даст возможность:
- разработать и внедрить эффективные формы работы с населением, с целью устранения причин физической деградации;
- реализовать право человека на здоровый образ жизни;
- повысить социальную активность населения района в результате системных групповых занятий по общей программе.
В результате выполнения Программы предусматривается обеспечить:- укрепление здоровья и повышение качества жизни, значительной части населения района;
- улучшение социально- психологического климата и демографической ситуации в районе;
- совершенствование политики укрепления здоровья и повышение качества жизни населения;
- повышение культуры здоровья и воспитание ответственного отношения населения к собственному здоровью.
Важным дополнением к работе в рамках Программы является воспитание идеологии и культуры здоровья, влияние на активность людей, изменение отношения населения к здоровью, повышение ответственности за здоровье самих горожан.
Вовлечение населения в процесс планирования общественного здоровья в рамках Государственной программы развития физической культуры и спорта на 2007 – 2011г.г.